Всё для Победы

Историческая справка Авиация Авиаремонтные мастерские Аэроклубы После войны Трасса АлСиб От авторов

 

 

Всё для фронта, всё для Победы!

Война внесла кардинальные изменения и в деятельность полярной авиации Главсевморпути. К 1941 году в ее составе находилось в эксплуатации 150 самолетов.
С первых же дней войны 54 человека летного состава ушли добровольно на фронт, в их числе С.А.Асямов, М.В. Водопьянов,Э. Пусэп, А.Н. Тягунин, А.П. Штепенко и др.
В связи с тем, что в 1941 г. 72 % летного состава Красноярского транспортного авиаотряда ( вместе с самолетами и летным и инженерно-техническим составом), енисейский авиаотряд и абаканское отдельное звено убыли на фронт, практическое обеспечение воздушных перевозок Красноярского края осуществляла полярная авиация.
Енисейская авиагруппа обеспечивала только перевозки, имеющие большое народно-хозяйственное значение. Доставка грузов, в основном, производилась для треста «Енисейзолото», и обогатительной фабрики «Соврудник». Завозили также продовольствие, товары для коллектива Пит-городка. В результате, по сравнению с 1940 годом отправка грузов в 1941 году возросла на 148 % при снижении пассажирских и почтовых перевозок. Большой объем (1 435 часов) был выполнен на патрулировании, аэротоксации, обследовании лесов и на полеты по санитарным заданиям ( 2043 часа). За год было сэкономлено 31, 2 т авиабензина и масла.
Игарская авиагруппа обслуживала две авиалинии: Игарка-Диксон, Игарка – мыс Косистый, общей протяженностью 2 860 км. За 1941 год ей было перевезено 4 522 пассажира, 35 т почты и 346 т грузов.

С 1942 года Енисейская и Игарская авиагруппы, кроме перевозок для Главсевморпути , основным заданием имели обеспечение Норильскстроя и ГМК авиаперевозками. 29 апреля 1942 года комбинат выдал первую тонну высококачественного никеля, в котором нуждалась металлургическая промышленность, выпускающая продукцию для фронта. Полярные летчики доставляли из Красноярска в Норильск грузы для комбината. А оттуда вывозили выплавленный металл. Так «воздушный мост» соединил комбинат с фронтом.
В навигацию 1942 года посреди Енисея зазимовал большой караван судов с грузом для Норильскстроя. По заданию ГКО начальник Управления полярной авиации Ф.Кузичкин 21 января 1943 года издал приказ, в котором возложил доставку грузов с пароходов в Дудинку на Игарскую авиагруппу, а из Красноярска в Дудинку – на Енисейскую (командир А.А. Нехлопченко). Этим же приказом для Игарской авиагруппы было выделено 5 самолетов.

Помня призыв « Все для фронта! Все для Победы!», сутками не выпуская штурвал из рук, вели самолеты летчики авиаотряда «Норильскстроя», который входил тогда в Главное управление лагерей НКВД СССР. А доставлялась продукция на материк, главным образом, по воздуху. Пилоты часто умудрялись садить свои ТБ-1 прямо у стен корпусов оборонных заводов. И тогда продукция Норильска прямо с борта самолета шла в заводские цеха.

Не считаясь со временем, летчики на устаревших самолетах, в короткие зимние световые дни, вывезли из Сухой Тунгуски и Полоя 204 тонны срочных грузов, а из Дудинки доставляли продукцию Норильского комбината. Личный состав Игарской авиагруппы, несмотря на изношенность авиатехники, жесткие требования по экономии горючего, мобилизовали свои внутренние ресурсы и резервы, с исключительным вниманием относились к технической эксплуатации и обслуживанию самолетов и моторов, экономии материалов, принимали все меры к повышению коммерческой загрузки. Соревнуясь с Енисейской авиагруппой, коллектив Игарской авиагруппы неоднократно выходил победителем соц. соревнования среди предприятий Главсевморпути. А с марта 1944 года постоянно удерживал переходящие красные знамена ЦК профсоюза, игарского горкома ВКПб и горисполкома. Из 380 работников 72, а в авиационно-ремонтных мастерских из 31 работника 14 имели звание стахановцев и ударников.

 

 

 

 
Карта страницы
Карта сайта | Контакты | Фотоальбом

Курсанты аэроклуба г. Черногорска около самолета

Курсанты аэроклуба г. Черногорска

около самолета

 

Карта сайта | Контакты | Загрузить | Фотоальбом

 

© Создано NP design по заказу Школьного музея "Моя малая Родина", 2009 г. Все права защищены.