Аэроклубы

Историческая справка Авиация Авиаремонтные мастерские Аэроклубы После войны Трасса АлСиб От авторов

 

Аэроклубы

Красноярский авиаспортклуб РОСТО (ДОСААФ) основан в 1934 году, как организация для первоначального лётного обучения курсантов-лётчиков и военно-патриотического воспитания молодежи. За период работы в аэроклубе подготовлено более 69000 парашютистов, более 5000 лётчиков и более 500 планеристов. Подготовлено 22 мастера парашютного спорта, 27 самолётного и 4 планерного спорта. Среди них 5 участвовали в установлении рекордов мира по парашютному спорту.

В период ВОВ на базе Красноярского аэроклуба был сформирован авиационный полк.
В годы Войны 17 выпускников аэроклуба получили звание Герой Советского Союза. В настоящее время в аэроклубе ежегодно готовится до 2000 парашютистов первоначального обучения, регулярно проходят подготовку и переподготовку парашютисты-спасатели и специалисты силовых структур. Общее количество выполняемых парашютных прыжков в 2006 году составило более5000. Парк авиационной техники аэроклуба составляют 15 у ч е б н о - т р е н и р о в о ч н ы х самолётов типа Як-52 и Як-55, 3 самолета Ан-2, 3 вертолета Ми-2, самолет Ан- 28. Красноярцы с большим вниманием относились к зарождению авиации в Приенисейском крае. А началось все с создания кружков ОДВФ ( общество друзей воздушного флота) в 1923-24 годах. ОДВФ вместе ОСОАВИАХИМом были главным источником пополнения авиационных школ, где без отрыва от производства молодежь осваивала авиационные специальности.

Пилоты-любители

Вот как описывает атмосферу того времени в книге «Повесть о парашюте» наш земляк, один из первых рекордсменов мира по парашютному спорту, награжденный многими орденами и медалями за испытания парашютов, Константин Федорович Кайтанов:
« В 1926 году я впервые с непередаваемым чувством потрогал рукой настоящийсамолет. Тогда его называли аэропланом. Случилось это в Красноярском авиакружке. Аэроплан был старый-престарый Ньюпор. Летать он не мог, двигатель вскоре замер окончательно».
Вскоре такие кружки не смогли удовлетворить запросы кадров для Воздушного Флота страны. Бурное развитие авиации конца 20-х – начала 30-х годов потребовало пересмотра подготовки специалистов: летчиков, планеристов, парашютистов, техников. В 1929 году открылась планерная станция, разместилась она в церкви около деревни Солонцы и называлась она «школа пилотов».
В этой обстановке к лету 1934 года была оформлена идея создания Красноярского аэроклуба. С его открытием молодежь получила долгожданный центр первоначального авиационного обучения без отрыва от производства. Большую помощь в организации этого движения оказала газета «Красноярский рабочий». В 1935 году состоялся первый выпуск 25 летчиков и десяти планеристов.

В 1938 году в крае было открыто несколько новых аэроклубов. В центральном архиве мы нашли докладные записки политотдела Енисейской авиагруппы ГВФ в разделе «Авиационная работа»: « В 1938 году открыты три новых аэроклуба четвертой категории в гг. Канске, Ачинске, Черногорске и Красноярске. Кроме этого, при дорожно- транспортном совете ОСАВИАХИМа открыт филиал Красноярского аэроклуба, а в г. Абакане открыта теоретическая школа пилотов для практической окончательной отработки в Черногорском аэроклубе. На основании Постановления ЦС ОСОАВИАХИМа 1938 год является годом переходным от одногодичного обучения в аэроклубах к двухгодичному.»

Аэроклубы в годы Великой Отечественной войны

Осенью 1941 года на базе красноярских аэроклубов начал формироваться 679 авиаполк. Уже в феврале 1942 года полк на самолетах У-2 вылетел на Карельский фронт. В конце 1942 года из части личного состава 679-го полка был сформирован 828- й штурмовой авиаполк на самолетах ИЛ-2.
Летчики красноярских аэроклубов дошли до Берлина, оставляя свои фамилии на стенах Рейхстага.
Многие красноярские аэроклубовцы стали высшими офицерами. Это генерал К.Ф. Цедрик, генерал-лейтенант А.Л. Кожевников, генерал-майор Н.И. Статкевич, генерал-майор Грабежов Д.И. и другие.
В послевоенное время аэроклуб был открыт осенью 1948 года. Начальником его стал Герой Советского Союза полковник Неменко, заместителем по летной подготовке Марков, затем полковник Тупало.
Учебное здание и штаб разместились в большом одноэтажном деревянном доме (ныне не существующем) по адресу: ул. Кирова, 28, напротив нынешнего универмага «Детский мир». Классы, штаб, медицинский пункт, библиотека хорошо расположились в центре города, это было удобно для жителей любого района.
В 1970 году аэроклуб был переведен на правый берег на ул. Затонская, 22 в здание объединенной технической школы. Кстати, он стал находиться на месте снесенного ангара Злобинского аэродрома около железнодорожной платформы «Первомайская». Основными задачами клуба являлись:
-          первоначальная летная подготовка для поступления юношей в летные училища;
-     парашютная подготовка;
-          развитие авиационных видов спорта ( самолетный, планеризм, парашютизм,  
авиамоделизм).

 

 

 

 
Карта страницы
Карта сайта | Контакты | Фотоальбом

Упряжка оленей буксирует самолет в ремонт

Упряжка оленей буксирует самолет в ремонт

Авиатрасса "Красноярск-остров Диксон"

Авиатрасса «Красноярск-остров
Диксон»

Один из первых летчиков

Один из первых летчиков-
инструкторов аэроклуба в
Красноярске Иван Пятин.
Фото 1939 года.

Курсанты аэроклуба г. Черногорска около самолета

Курсанты аэроклуба г. Черногорска

около самолета

 

Аэроклубы

Карта сайта | Контакты | Загрузить | Фотоальбом

 

© Создано NP design по заказу Школьного музея "Моя малая Родина", 2009 г. Все права защищены.