Авиация в Приенисейском крае

Историческая справка Авиация Авиаремонтные мастерские Аэроклубы После войны Трасса АлСиб От авторов

 

Авиация в Приенисейском крае

До 1926 года единственным средством сообщения с Севером Красноярского края была водная артерия Енисея и его притоков. Летом вниз по Енисею ходили суда, а зимой по льду пролагался санный путь. На факториях Енгосторга месяцами залеживалась пушнина. Между тем, «мягкое золото» во внешнеторговом обороте молодого Советского государства занимало тогда довольно значительное место. Организация регулярного воздушного сообщения между Красноярском и районами Крайнего Севера было делом первой необходимости. Кроме того, в постоянных контактах со всей территорией огромного края был и еще один немаловажный аспект – идеологический.

В обращении Сиблета ко всем губисполкомам , уисполкомам, волисполкомам, сельсоветам, ко всем советским учреждениям, к рабочим, крестьянам, ко всем гражданам Сибири говорилось: «…Нужно указать еще на одну роль воздушного флота, не менее важную. Речь идет об участии авиации в культурной работе. Если каждая наша губерния будет располагать 4-5 самолетами, то каждая наша изба-читальня даже в наиболее глухих медвежьих углах будет иметь свежую газету на второй день. А теперь она не видит ее месяцами. Мы соединим деревню с городом неразрывными нитями культуры и знания.» Чтобы массы трудящихся убедились в необходимости развития авиации и ее достижениях, «Сиблет» выслал по губерниям Сибири агитационный самолет «Сибревком». 4 июля 1925 года «Сибревком» прибыл в Красноярск из Томска. Расстояние из Ачинска до Красноярска ( 186 км) самолет покрыл ровно за 1 час. Это был первый самолет в городе. Встречать его вышло почти все население города. Разбросав по городу листовки, самолет опустился у Затона на подготовленную площадку. Это был самолет «Общества друзей воздушного флота Сибири» (ОДВФ), которому в том же году был выделен еще один самолет – «Красноярец». Пилотом на нем был Р.А. Батурин, бортмехаником – А. Потылицын. Под аэродром была выбрана небольшая площадка за ипподромом, там же построили и ангар. Так было положено начало авиапорта у нас в городе.

Первые пассажирские рейсы на Север

Началом же пассажирских рейсов в крае послужил самолет «Моссовет».
Представители Госторга Сибири заключили договор с Добролётом о вывозке самолётом пушнины из Туруханска в Красноярск, и 10 февраля 1926 г. Из Красноярска в Туруханск отправилась экспедиция под руководством бывшего военного лётчика Р. А. Батурина, в задачу которой входили подбор посадочных площадок и доставка бензина к местам предстоящих посадок. Вскоре в Красноярск прибыл поездом самолёт «Моссовет» с лётчиком В.Л. Галышевым и механиком Ф. И. Грошевым.
Что представлял собой «Моссовет»? В полярных условиях он раньше не летал, весил 112 пудов, развивал скорость до 160 км в час. Кроме двух летчиков, самолет поднимал еще 4-х пассажиров или 15 пудов груза. Полная заправка горючего была рассчитана на 8-9 часов полета.
4 марта В.Л. Галышев произвел взлет с ледяной протоки около острова Посадского и повел «Моссовет» на Север. Кроме груза и почты самолет вез и первого пассажира, корреспондента краевой газеты «Красноярский рабочий» В.И. Попова. В день вылета в местной газете сообщалось: «Сегодня на Север улетает «Моссовет»… В историю Приенисейского края вписывается новая страница… Первый самолет, появляющийся над чумами туземцев Туруханского края,- невиданное явление. Он несет в далекий край свет, несет весть о том, что перспективы развития хозяйства Туруханского края широки. Пусть первый перелет на далекий Север выразит глубочайшую связь, существующую между народами, населяющими СССР».

Трудности первого перелёта

Чтобы представить себе трудности того времени, связанные с организацией воздушного сообщения между Красноярском и Дудинкой, достаточно сказать, что трасса полета протяженностью 1500 км была совершенно не исследована. Она пролегала над местностью, исключающей возможность вынужденных посадок. С обеих сторон Енисея на тысячи километров простиралась глухая тайга. Не только радио, но даже удовлетворительной телефонной связи между населенными пунктами, расположенными по трасе полета, не было. Совершенно не были изучены метеорологические условия Туруханского края. И все-таки полет состоялся!

Газета «Красноярский рабочий» все время информировала своих читателей об этом полете:
« 4 марта 1926 года самолет «Моссовет», пилотируемый В.Л. Гладышевым, в 10 часов 40 минут благополучно пролетел Большую Мурту. В 11 часов 7 минут прошел Казачинское. В 12 часов 5 минут прибыл и опустился в городе Енисейске. 22 марта в 8 часов 35 минут утра самолет «Моссовет» завершил перелет Красноярск-Туруханск, последние 640 км пройдены за 4 часа. 31 марта самолет вылетел в обратный рейс из Туруханска в 11 часов утра. 10 апреля 1926 года самолет «Моссовет» прибыл в Красноярск. Так была открыта воздушная линия «Красноярск-Туруханск».

Другие перелеты

А вот как осваивалась другая авиалиния Красноярск-Тура. Проложить этот воздушный путь поручили работникам Енисейской авиагруппы Я.С. Липпу и С.К. Фрутецкому. Им выделили самолет МБР-2 или «имбарушку», как все называли его тогда. Это была по существу летающая лодка, которая садилась только на воду. Мотор у самолета был один. Воздушный винт стоял сверху, над кабиной.
Исходя из особенностей самолета и был предопределен его маршрут: летчики летели строго по руслу Енисея. Шли на высоте 300-500 м. Первая остановка была сделана в Енисейске. Потом - Подкаменная Тунгуска. К концу дня Я.С. Липп и С.К. Фрутецкий были в Туруханске. Утром предстояло сделать бросок до Туры. Здесь не летал еще ни один самолет.
Местность вдоль Нижней Тунгуски гориста. Самолет поднялся на высоту 1000 метров. Справа и слева виднелись возвышенности. Река причудливо извивалась между ними. Иногда МБР-2 срезал дугу и шел прямо над сушей. Вот тут-то и случилась авария: разрушилась помпа с ветряным пропеллером, которая подавала бензин в расходный бак. Почти чудом дотянули до воды. Течение реки здесь было быстрым. Летчики бросили якорь. Устранив поломку, они снова поднялись в воздух.

Через несколько часов пункт назначения – Тура - был достигнут. Встреча была радостной и сердечной. Состоялся митинг. Выступающие говорили о том, что это очень здорово, что самолет в такой короткий срок достиг Туры. Раньше почта сюда шла 2-3 месяца, а сейчас на это понадобилось всего два дня.

Выводы

Подводя итоги к этой главе, можно с уверенностью сказать, что, выполняя решение правительства, Добролет в 1926 г. организовал зимний коммерческий перелет Красноярск - Туруханск - Красноярск, провёл большую организаторскую работу по подготовке к открытию первой в Сибири и на Дальнем Востоке регулярной почтово-пассажирской внутренней и первой в стране международной авиационной линии. Добролёт, заключил соглашение с МНР и на его основе открыл транспортно-связные полёты между СССР и Монголией.

 

 

 
Карта страницы
Карта сайта | Контакты | Фотоальбом

Модель самолета «Моссовет»

Модель самолета "Моссовет"

Запуск винта самолёта

Запуск винта самолета

Гидросамолет МБР-2

Гидросамолет МБР-2

Гидросамолет ЮГ-1 (Юнкерс)

Гидросамолет ЮГ-1 (Юнкерс)

 

Карта сайта | Контакты | Загрузить | Фотоальбом

 

© Создано NP design по заказу Школьного музея "Моя малая Родина", 2009 г. Все права защищены.