Историческая справка

Историческая справка Авиация Авиаремонтные мастерские Аэроклубы После войны Трасса АлСиб От авторов

 

Начало развития гражданской авиации

Развитие Гражданской авиации началось лишь в начале 20 века, когда общими усилиями России и некоторых стран Европы (Германия, Англия, Франция) удалось создать такие виды авиатехники, как пассажирско-грузовые дирижабли и самолеты. В России начала ХХ века гражданская авиация не успела получить должного развития по многим причинам, и история российского воздухоплавания приходится на советский период, а именно на 20-е, 30-е годы. Начинается он с зарождения Гражданского воздушного флота. Началом Гражданской авиации в СССР можно считать принятый 17 января 1921 декрет «0 воздушных передвижениях», в котором впервые устанавливались правила полётов для советских и иностранных воздушных судов над территорией РСФСР и её территориальными водами. Положения декрета легли в основу Воздушного кодекса СССР (утвержден в 1932, 1935, 1961. 1983). Первая эпизодическая авиалиния Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 км. была открыта в 1923 году. В ноябре 1921 было образовано смешанное «Русско-германское общество воздушных сообщений» («Дерулюфт»), и 1 мая 1922 начала успешно действовать регулярная международная линия Москва-Кенигсберг (современный Калининград). В 1926 году линия была продлена до Берлина. 1923 год занимает особое место в истории Гражданского воздушного флота. Партия и правительство, наряду с созданием Совета по гражданской авиации, ОДВФ, приняли в этом году еще целый ряд мер, которые определили пути развития воздушного транспорта, структуру и формы его организации, широкое использование авиации в различных отраслях народного хозяйства.

Первая авиатранспортная организация

17 марта СНК СССР создает первую авиатранспортную организацию - Российское общество добровольного воздушного флота – ДОБРОЛЕТ, а 30 апреля утверждает его устав, в котором было записано, Что ДОБРОЛЕТ создан «для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъемок и иных отраслей применения воздушного флота на основе отечественной авиапромышленности»


Созданное в марте 1923 г. Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), уже через 3 месяца имело в своих рядах 196 895 чел., а через год — около 1 млн. чел. ОДВФ сыграло важную роль в укреплении материально- технической базы, пропаганде достижений Гражданской авиации СССР. 19 октября 1923 г. СТО утвердил ориентировочный план развития воздушных линий на 1924—26, предусматривавший открытие новых авиалиний протяжённостью свыше 6 тыс. км в индустриальных районах, а также в Сибири, на Дальнем Востоке, в Закавказье и Средней Азии. На внутренние линии вышли отечественные самолёты АК-1, У-2, К-5.

Строительство авиалиний в Сибири и на Дальнем Востоке

28 сентября 1923 года Совет Труда и Обороны принял решение об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок, а 19 октября утвердил разработанный Советом по гражданской авиации первый трехлетний ориентировочный план развития гражданской авиации на 1924 – 1926 гг., предусматривавший строительство авиалиний в Сибири и на Дальнем Востоке.
Указанные постановления и решения сыграли важную роль в строительстве аэропортов, аэродромных сооружений, необходимых для развития воздушных сообщений, положили начало организованному, планомерному строительству авиалиний в нашей стране.
Идея создания транссибирской воздушной магистрали возникла давно. Еще 29 июня 1923 года учредительное собрание пайщиков ДОБРОЛЕТА дало категорический наказ избранному правлению: «Организуйте совместно с Советом гражданской авиации призовой перелет «Петроград-Владивосток» таким образом, чтобы в дальнейшем этим было положено начало регулярному сообщению между Петроградом и Владивостоком».


Выполняя этот романтический для того времени наказ, правление ДОБРОЛЕТА в сентябре 1923 г. организовало перелет по маршруту Москва-Казань-Свердловск-Курган-Омск-Новосибирск, который совершил летчик П.И. Лозовский. Прибывший вместе с ним в Новосибирск зам. председателя правления ДОБРОЛЕТА И.Л. Дзевялтовский в интервью корреспондентам рассказал, что целью перелета Москва-Новосибирск является ознакомление с местными особенностями, с тем, чтобы ДОБРОЛЕТУ можно было строить свои предложения в отношении развития воздушных линий между Москвой и Сибирью.


Строительство линии шло поэтапно. В 1924 году была организована воздушная линия Москва-Казань, на которой с 30 июня по 15 сентября было перевезено 15 пассажиров и 233 кг грузов. В следующем году советские летчики на шести самолетах выполнили групповой грандиозный перелет по маршруту Москва-Иркутск-Улан-Батор-Пекин. В 1927 году командир самолета С.А. Шестаков с бортмехаником Д.В. Фуфаевым совершил через Сибирь сверхдальний перелет СССР-Япония. Вылетев 20 августа из Москвы, экипаж 1 сентября прибыл в Токио.

Начало связи центра страны с Сибирью, Дальним Востоком, с народами Монголии и Китая


В деле авиационного освоения Сибири важное значение имел перелёт, организованный в 1925 г. Добролётом и ОСОАВИАХИМом. 10 июля шесть самолётов, в том числе, четыре построенных на отечественных заводах, взяли старт и успешно совершили грандиозный перелёт по маршруту: Москва –Нижний Новгород – Казань – Омск – Новониколаевск – Красноярск – Иркутск– Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин. Значение перелёта заключалось в том, что он дал возможность продемонстрировать мировой общественности мастерство советских лётчиков и технического состава, достижение нашей науки и авиационной промышленности. Эта экспедиция положила начало связи центра страны с Сибирью, ДальнимВостоком, с дружественными народами Монголии и Китая.

 

 

 
Карта страницы
Карта сайта | Контакты | Фотоальбом

Плакат А.Родченко 20-х годов

Плакат А.Родченко 20-х годов

Значок ДОБРОЛЕТА

Значок ДОБРОЛЕТА

 

Карта сайта | Контакты | Загрузить | Фотоальбом

 

© Создано NP design по заказу Школьного музея "Моя малая Родина", 2009 г. Все права защищены.