Василий Сергеевич Молоков |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Об удивительной крылатой судьбе этого легендарного летчика напоминают названные его именем улица в Красноярске и остров, в прошлом носивший название Телячий, рассекающий русло Енисея в паре с островом Отдыха. В 2005 году в Красноярске установлена мемориальная доска в его честь. Воздушная биография Молокова во многом уникальна. С начала 1930-х крылья управляемой им авиатехники прокладывали вдоль Енисея первые воздушные трассы в Заполярье. Летом 1932 года Василий Молоков выполнил перелёт из Красноярска в Игарку. В послужном списке лётчика первый зимний рейс на Диксон, открытие трассы Красноярск - Якутск – Колыма - Чукотка, знаменитое воздушное кольцо над Арктикой длиною свыше 30 тысяч километров, перелёт на Северный полюс. А ведь каждый из этих полётов был довольно рискованным предприятием хотя бы потому, что даже сегодня, при современном уровне развития авиации полёты в условиях Севера – серьёзное испытание как для техники, так и для пилотов. Вот как рассказывает о подобных крылатых вояжах в прошлом командир экипажа Як-40 Михаил Цуркан, которому не раз доводилось в спецрейсах сажать свой “небесный трамвайчик” на заполярные аэродромы: “На северах удобной лётной погодой мы с коллегами считали те условия, когда не было хотя бы сильного бокового ветра, а ходить на эшелонах при плотной облачности или садиться в застилавшем всё вокруг морозном тумане было, по сути, привычным делом. Как-то раз садить машину пришлось по кострам и в метель - видимость минимальная, да и лампочек на той площадке не было. Летали ведь не только в порты, но и грузы возили для полярных станций на дрейфующие льдины”. Один из папанинцев, Евгений Федоров, записал в своем дневнике после высадки на Северном полюсе: «Необычайно скромен Василий Сергеевич Молоков. Везет груза больше всех, садится и взлетает лучше всех и всегда держится в тени». «Мы и не думал о своих полетах как о каком-то геройстве, рассказывал впоследствии Василий Сергеевич.- Это была наша работа, правда, очень тяжелая и опасная. Я считал своим долгом как можно скорее помочь людям, попавшим в беду. Но на нас теперь равнялись миллионы людей, и славу я воспринял как наказ народа работать еще больше и еще лучше». Вмиг ставший известным всему миру, летчик наотрез отказался от предложенной ему должности начальника Полярной авиации. Стал опять летать на Енисейской авиалинии и в Арктике. Писатель Борис Горбатов в 1930-е годы, будучи специальным корреспондентом «Правды», много летал с Молоковым. В своей книге рассказов «Обыкновенная Арктика» он дал обобщенный образ полярного пилота, «энергичного, молчаливого парня с обветренным лицом, пропахшего бензином и пространством, настоящего линейного летчика, одного из тех лихих ребят, что летают в любую погоду на северных линиях, берутся доставить в любое место любой груз». Прототипом пилота во многом послужил Молоков. В 1942 году В.С. Молоков с мандатом уполномоченного Государственного комитета обороны руководил изысканиями и строительством знаменитой трассы «АЛСИБ», по которой перегоняли с Аляски через Берингов пролив, Чукотку, Колыму и Якутию в Красноярск для дальнейшей отправки на фронт американские боевые и траспортные самолеты, поставлявшиеся по ленд-лизу. В конце 1942 года генерал-майор Молоков ушел на фронт, где до конца войны командовал 213-й ночной бомбардировочной авиадивизией. После войны был заместителем начальника Главного управления гидрометеослужбы СССР. Затем – председателем Высшей квалификационной комиссии при Главной инспекции ГУ ГВФ. Остаётся только преклонить голову перед мужеством отважных пилотов минувших лет, осваивавших тот же суровый Север на относительно простой авиатехнике. В их ряду достойное место занимает и Василий Молоков – Герой Советского Союза, награждённый тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова II степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями. Не случайно имя Василия Молокова по-прежнему бороздит небесные просторы - в качестве бортового названия среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214 авиакомпании “КрасЭйр. Крепкая, многолетняя дружба связывала В.С. Молокова с бортмехаником «от бога» Г.Т. Побежимовым. Он писал в своей книге «Родное небо»: «Я хотел взять бортмехаником своего испытанного помощника Г. Т. Побежимова, но он в то время готовился к полету с Леваневским в Америку...». И дальше, отвечая на просьбу назвать его основные черты характера, медленно пречислял: — Отличный товарищ, добрый, чуткий — всегда готов был прийти на помощь. Вообще у него было много друзей. Жизнерадостный, обаятельный, веселый — очень любил жизнь и детей. Принципиальный. В работе был неутомим. И чрезвычайно скромный...Он достал фотографию человека в форменном кителе Главсевморпути с орденами и сказал дрогнувшим голосом: —Мой любимый бортмеханик Гриша Побёжимов.
|
|
|||||||||||
Карта страницы | |||||||||||||
Карта сайта | Контакты | Фотоальбом | |||||||||||||
Василий Сергеевич Молоков Самолет В. С. Молокова Маршрут арктического перелета экипажа В. С. Молокова (июль - сентябрь 1936 г.)
|
|||||||||||||
© Создано NP design по заказу Школьного музея "Моя малая Родина", 2009 г. Все права защищены. |