Григорий Трофимович Побежимов

Историческая справка Авиация Авиаремонтные мастерские Аэроклубы После войны Трасса АлСиб От авторов

 

Григорий Трофимович Побежимов

Григорий Трофимович Побежимов родился в 1897 году в селе Усманка Самарской губернии. Во время службы в царской Армии получил профессию авиамоториста. Окончил Самарскую морскую школу авиационных специалистов. В 1927 году участвовал в авиаперелете на остров Врангеля, за что был удостоен ордена Красного Знамени. Учился на курсах Военно-воздушной академии им. Жуковского. С 1931 года в Красноярске. В 1932-36 годах в качестве бортмеханика принимал участие в воздушной ледовой разведке, прокладке воздушных трасс на Севере Красноярского края, в Арктике. Награжден орденом Ленина. На Красноярском авиаремзаводе руководил ремонтом авиамоторов, помогал осваивать технику. В 1937 году в составе экипажа С.А. Леваневского на самолете Н-209 принял участие в перелете из Москвы в Америку через Северный полюс. Полет завершился катастрофой самолета и гибелью экипажа. Григорий Трофимович Побежимов прожил всего сорок лет, и жизненный путь его был типичным для людей, которым дала крылья Советская власть.

Особая страница в жизни Г.Т. Побежимова – крепкая, многолетняя дружба с летчиком В.С. Молоковым.

А познакомились они — два малограмотных крестьянских парня, попавшие служить «царю и отечеству» на остров Дегербю в Аландских шхерах на Балтике, в 1916 году. Там строили станцию морской авиации. Смышленого матроса Григория Побежимова, забритого из села Усманка Самарской губернии (ныне Куйбышевская область) вместе с Молоковым направили учиться на авиамотористов. Революцию оба, хотя по малограмотности слабо разбирались в политике, приняли всем сердцем. Добровольно вступили в Красную Армию. И уже в мае 1918 года участвовали под Самарой в боях с белочехами. Потом попали в Нижний Новгород, где создавался авиационный гидроотряд Волжской военной флотилии. Нескольких мотористов, среди них и Побежимова с Молоковым, направили в Красное Село под Петроградом — служить в авиашколе. Дальше пути их разошлись, чтобы снова пересечься в Красноярске и в Арктике. Молоков попал на Северный фронт, Побежимов — в Севастопольскую морскую школу авиационных специалистов, окончив которую, служил там бортмехаником. Он был инструктором учебной эскадрильи, его избрали членом городского Совета. Как опытного бортмеханика, Побежимова включили в 1927 году в экипаж гидросамолета «Савойя» летчика Ефима Кошелева, который впервые совершил перелет на арктический остров Врангеля.

Любопытна грамота, которую получили все авиаторы, в том числе Побежимов:«Дорогой товарищ! Вы сделали огромное и трудное дело, совершив в чрезвычайно тяжелых условиях перелет с «Колымы» на остров Врангеля, а также и перелет над неисследованной в воздушном отношении великой рекой Леной. Вы своим перелетом еще раз доказали, что советская авиация стоит на высоте последних достижений человеческого гения.’ Ваш перелет имеет огромное значение во всесоюзном масштабе, но для ЯАССР он имеет исключительное значение. Вы своим перелетом установили, какие условия нужны для осуществления тесной воздушной связи веками оторванной от культурных центров нашего Союза Якутии. Вы явились пионером этого имеющего огромное значение для нас дела. В ознаменование этого Президиум ЯЦИК и Президиум ОСОАВИАХИМа ЯАССР жалуют Вас шкурой белого медведя, белого песца, настоящей грамотой и ходатайствуют перед ВЦИК и РВС Союза о награждении Вас рденом Красного Знамени».

Мужество и высокое мастерство авиаторов были оценены по достоинству. Вместе с капитаном Миловзоровым они были награждены орденами Красного Знамени. Мирная экспедиция по трудностям, которые пришлось преодолеть ее участникам, была приравнена к боевому подвигу. Побежимов присягнул Арктике и больше с нею не расставался. Летал бортмехаником с пионером ледовой разведки Б. Г. Чухновским. В 1931 году приехал в Красноярск: там на пустынном Телячьем острове (сейчас остров Молокова) создавалась гидроавиабаза — тыл Енисейской авиалинии, откуда начиналось планомерное авиационное освоение Красноярского Севера и Арктики, Побежимов и позвал в Красноярск своего друга Васю Молокова.

Бортмеханики — чернорабочие летного цеха. Остаются как бы в тени громкой славы, пилотов, пишут о них мало, упоминая обычно вскользь. О Побежимове тоже не много сохранилось сведений, живых подробностей. На Красноярском авиаремзаводе Побежимова хорошо знали. Он руководил ремонтом авиационных моторов, помогал рабочим осваивать технику, учил их. Газета «Красноярский рабочий» тогда писала о нем: «Говорят, что он бог в своем деле. И действительно, вряд ли кто лучше Побежимова знает условия работы мотора в Арктике».

Григорий Побежимов, один из лучших бортмехаников полярной авиации, был настолько признанным специалистом, что, когда формировался экипаж самолета Н-209 (ДБ-А), который должен был в августе 1937 года совершить перелет Москва- Северный полюс-Аляска, его назначили старшим бортмехаником испытательных полетов.

Теперь мы знаем, что самолет ДБ-А (Н-209) был машиной «сырой». Она была сугубо экспериментальной. Над ней еще надо было работать. Но Сталин одобрил перелет на этом самолете, и опытный полярный летчик, Герой советского Союза С.А. Леваневский, назначенный командиром экипажа, человек самолюбивыйи одержимый, ринулся в омут, очертя голову. Добиться цели любой ценой! Произошла катастрофа, в результате которой погибли все.

Вскоре после этого трагического перелета по просьбе трудящихся судостроительному заводу присвоено имя Г.Т. Побежимова. Его имя носит и небольшая улица неподалеку от завода, теперь уже не существующего. В честь погибшего экипажа Н-209 названо несколько географических объектов в Арктике и Антарктике. На земле Франца – Иосифа есть мыс Побежимова – это северная оконечность острова Циглера.

Авиаремонтные мастерские | Василий Сергеевич Молоков

 

 
Карта страницы
Карта сайта | Контакты | Фотоальбом

Григорий Трофимович Побежимов

Григорий Трофимвоич Побежимов

Тяжелый бомбардировщик ДБ-А (Н-209)

Тяжелый бомбардировщик

ДБ-А (Н-209)

 

Григорий Трофимович Побежимов

Карта сайта | Контакты | Загрузить | Фотоальбом

 

© Создано NP design по заказу Школьного музея "Моя малая Родина", 2009 г. Все права защищены.